суббота, 23 ноября 2019 г.

Иконографический и иконологический анализ фотографии. Происхождение мотива и композиции



"Я миг хочу с тобой прожить чем вечность без тебя"
Анатолий А.C.

Рис. 0. Фотография для проведения иконографического и иконологического анализа [0]
Совокупность цветов, линий и объёмов представленных на предложенном снимке позволяет опознать следующие объекты:
  • пожилой мужчина;
  • элементы одежды: чёрный классический костюм, туфли, очки;
  • предмет в руках (фотоаппарат);
  • улица;
  • вода, лужа;
  • здание со светлой стеной, состоящее из массивных блоков;
  • элементы декора здания;
  • арочное окно постройки;
  • скамья;
  • массивный металлический столб;
  • ветви дерева; 

Сочетание данных объектов, в свою очередь, позволяет выделить событие: прыжок через воду (лужу). 

Для описания выразительного смысла можно воспользоваться следующими эпитетами: напряжённость, отсутствие лёгкости, некоторая сухость, стремительность

Глядя на миг, запечатлённый фотографом, в сознании зрителя может разворачиваться следующая история: судя по внешнему виду мужчины и его намерению выйти сухим из воды, неподалёку от места съёмки проводится некоторое мероприятие, которое требует от участника соответствующий внешний вид. Данное предположение могут поддержать наличие компактного фотоаппарата у запечатлённой персоны и здание в средневековом стиле.


Рассмотрим ряд фотографий со схожей иконографией.

Рис. 1. Фотограф Картье-Брессон. На станции Derrière la gare de Saint-Lazare, 1932 г. [1, 9]
Рисунок 1 показывает снимок выполненный на станции la gare de Saint-Lazare в 1932 году. В то время там проводились ремонтные работы. Глазу наблюдателя виден силуэт застывшего над водой объекта, который, двигаясь по лестнице, совершил свой последний шаг в неизбежность.

Leap of Faith By J A Hampton
Рис. 2. Фотограф J.A. Hampton. “Leap of Faith”, 1939 г. [2]
Работая дождливым днём 1939-го в Гайд-парке Лондона Дж. А. Хэмптон (J.A. Hampton) сумел запечатлеть пешехода, который пытался перепрыгнуть через большую лужу. Миг, который оставляет зрителю возможность задуматься о результате события. И сформировать в сознании небольшую историю. Например, игра света позволяет составить линию (из ветвей древа, многоэтажного дома и его отражения в луже), которая позволяет мысленно разделить пространство изображения: будто слева ты, наблюдатель, видишь кромку предыдущей страницы фотоальбома иль книги, к которой тянется, стремится зримый персонаж. Почему же он так рьяно пытается попасть в то символическое прошлое?.. Шёл 1939й год...

Композицию данной фотографии подробно рассмотрел Эшли Махони в “Camera Historica”


Вернёмся к исходному изображению и обратим внимание на руку запечатлённого объекта. Может ли случиться такое, что при пересечении некоторого водного потока, факт наличия предмета у персонажа в руке, является образом чего-либо, тобишь мотивом, который является носителем вторичного или условного значения? Характерным элементом, появляющимся в некоторых произведениях.

Посмотрим, как фотоархивы могут поддержать данное предположение.

Рис. 3. Фотограф Гарри Флеш. По дороге в офис, 22 февраля 1963 г. Город Штутгарт [3]
На изображении 3 наблюдаются подобные исходному снимку мотивы: костюм, предметы в руке (закрытый зонт, портфель для документов), стремление не замочить ноги. Если бы данный миг был зафиксирован не в Германии, то наблюдатель мог бы сочинить следующую историю: пятница, окончание рабочей недели, мужчина со всех ног торопится на корпоратив по случаю предстоящего Дня Советской армии и Военно-морского флота. Да, ныне такое возможно, но не правдоподобно для данного снимка.

Рис. 4. Фотограф Boris Spremo Letter carrier Douglas Strudwick", 20 ноября 1972 г., Канада [4]
На изображении 4 виден почтальон Дуглас Стрэдвик (Douglas Strudwick), который прыгает через лужу при выходе из здания почтового отделения. Брюки, туфли, а в руках у него тяжёлая сумка с корреспонденцией. Прыжок в левую сторону (символическое прошлое) подсказывает зрителю о завершившейся к тому времени забастовке работников почты. Бастующие почтовые работники выполнили судебное постановление и вернулись к своим повседневным делам.

Рис. 5. Пешеход прыгает через лужу, 20 июля 1982 г. Нью-Йорк [5]
Изображение 5. Пешеход в брючном костюме под проливным дождём, укрывает зонтом папку с документами. Напряжение и сосредоточение на его лице. А композиция в это время сообщает наблюдателю о пышной хлебной выпечке, ведь неподалёку может находиться булочная!

Рис. 6. Кавказский бизнесмен прыгает через городскую лужу [6]
Низкое положение камеры, пешеход кавказской внешности, деловитость, раскованность, классически стильный вид, трубка мобильного телефона, лучики осеннего, урожайного солнышка на заднем фоне. Всё это создаёт атмосферу успешности вокруг данного персонажа. Но есть некоторые нотки настороженности. Так и веет холодок из правого угла изображения: улица открыта для движения транспорта, переход в неположенном месте, впереди — тёмная металлическая изгородь без прохода, а за ней — “Зима близко!”, с её оголёнными деревьями. "Куда же смотрит прохожий в этот момент?"
Неоднозначное впечатление и надуманную история, может дополнить кадр из кинофильма “Кавказская пленница”:

Рис.7.Кадризкинофильма“Кавказскийпленница”, 1967г.


Так или иначе, работы 3-6 у меня ассоциируются с образом офисного работника, а предметы в руке помогают обозначить род деятельности данного персонажа.

Дальнейшие поиски привели меня к работам Карла Вуда (Karl Wood) “Лужа близ Ратуши” .

Рис. 8. Фотограф Карл Вуд. Свадьба в Ратуше. Мальчик в костюме прыгнул через лужу, в то время как остальные участники свадьбы фотографировались. Манчестер, Великобритания [7]
Рис. 9. Фотограф Карл Вуд. У Ратуши. Манчестер, Великобритания [8]
На изображении 8 перед наблюдателем разворачивается момент с прыжком мальчика в классическом костюме. Возраст данного персонажа не позволяет причислить его к сотрудникам какой-либо фирмы окрест, как это можно было сделать глядя на предыдущие снимки. 
Благодаря изображению 9 можно более подробно рассмотреть место, где происходят события. А правый верхний угол однозначно говорит о том, что предложенный для анализа снимок сделан на площади возле Манчестерской Ратуши. 
Принимая во внимание предоставленное автором описание снимка (рис. 8), можно предположить, что в истории исходного изображения повествуется о пожилом мужчине, который торопится в Ратушу на свадьбу, дабы запечатлить незабываемый момент.

Выводы

Определяя миг, который мог послужить мотивом для анализируемого снимка, мой выбор остановился перед работой Картье-Брессона “На станции Derrière la gare de Saint-Lazare” (рисунок 1). Именно этот фотограф, участвовал в формировании фундаментальных основ уличной фотографии и прославился созданием концепции “решающего момента”.
Рис.10.Фотография, которая, вероятно, послужила мотивом для анализируемого снимка [1]


— Если тебе предложат выбрать между мигом со мной и вечностью без меня... Что ты выберешь, мальчик? — спросила Река.
— Вечность! Чтобы найти способ подарить этот Миг тебе! — ответил внутренний голос подумав.

Источники:



Для курса "Как читать фотографию"
Итоговый сертификат "Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королёва"

Комментариев нет:

Отправить комментарий